Советский средний танк Т-34

Вошедший в историю мирового танкостроения знаменитый Т-34 был первым советским танком массового производства, который проектировался и разрабатывался как оригинальная модель, без заимствования зарубежных конструкций. Средний танк Т-34 должен был сочетать качества танка прорыва (скорость и хорошая броневая защита) и танка пехотной поддержки (маневренность и огневая мощь).
К концу 1939 г. группа конструкторов Харьковского паровозостроительного завода им. Коминтерна во главе с М.И. Кошкиным, А.А. Морозовым и Н.А. Кучеренко создали на основе колесно-гусеничных машин танк, принятый на вооружение 31 марта 1940 г. под названием "Средний танк Т-34". Тогда же было налажено производство новой боевой машины, которая должна была стать основой бронетанковых сил Советского союза.
Вскоре после вторжения в СССР немецко - фашистские войска ощутили на себе боевые качества незнакомых им танков Т-34 (в советских войсках к середине 1941 г. их было более 1200).
К августу 1942 г. конструкторское бюро ХПЗ и Уралмаша под руководством А.А. Морозова и Ю.А. Максарева разработали и выпустили в производство новую модификацию Т-34 с шестигранной более высокой башней и цельнометаллическими дисковыми опорно - поддерживающими катками с ребрами жесткости. В башне размещалась новая радиостанция и прежняя 76-мм пушка Ф-34. Один большой люк в башне был заменен двумя маленькими круглыми. Осенью 1942 г. новая модификация (условно ее называют "образцом 1943 г.", хотя официального названия модель не получила) стала поступать на фронт и скоро стала самой массовой. Средний танк Т-34 "образца 1943 г." прославился в сражениях под Сталинградом и на Курской дуге, в битве за Днепр и за Смоленск, при прорыве и снятии блокады Ленинграда, в тех боях, которые определили коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Танк Т-34 сочетал в себе высокие показатели мощи огня, защиты и подвижности, успешно боролся почти со всеми образцами бронетанковой техники фашистской Германии и ее союзников, Высокая технологичность, простота и надежность конструкции обеспечили ему репутацию лучшего танка своего времени.
Всего на заводах до середины 1944 г. (тогда производство Т-34 с 76-мм пушкой прекратили, поскольку велось расширенное производство новой машины Т-34/85) было выпущено до 20000 таких машин. Вскоре для улучшения образа танк снабдили командирской башенкой.
С середины 1943 г., когда немцы стали массированно применять тяжелые танки "Тигры" и "Пантеры", перед советскими конструкторами стала задача - создать танк, способный бороться с ними. "Тигры" и "Пантеры" со своими пушками могли поражать советские танки на больших дистанциях, в то время как 76-мм орудия отечественных Т-34 могли эффективно действовать против новых немецких танков только с 500-600 м.
Очередная модификация Т-34/85 образца 1944 г. как раз и была тем танком на который возлагали свои надежды наши танкисты.
Ходовая часть и корпус практически осталась без изменений, на корпусе монтировались дополнительные топливные баки емкостью 270 л., а на корме помещались дымовые шашки. Увеличенная, по сравнению с прежними модификациями, башня позволила установить мощную 85-мм пушку ЗИС-С-53, а также разместить пятого члена экипажа - заряжающего, что позволило командиру сосредоточиться только на управлении боем. Экипаж размещался следующем образом: командир танка - в башне слева от пушки сзади, наводчик слева от пушки спереди, заряжающий - справа от пушки, механик-водитель и пулеметчик-радист - в передней части корпуса.

<<Назад к списку<<

Hosted by uCoz